ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ БЕЛАРУСИ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ БЕЛАРУСИ
Если задаться целью, найти самые древние захоронения на территории Беларуси, то это будут группы курганов каменного века. Сегодня это объекты пристального внимания археологов и историков, как источники о жизни и мировоззрении предков. Самые старые белорусские храмы окружают погосты, которые являются древнейшими захоронениями христианской традиции. Чаще всего эти уникальные памятники культуры находятся в самом сердце нынешних городов, утрачены и забыты, по которым прогуливаются обычные горожане, которые об этом ничего не знают и не подозревают. К примеру, в самом красивом месте города Гродно, в центре, возле Советской площади, стояла Фара Витовта, взорванная в ноябре 1961 года, с 15-го до конца 18 века территория, возле которой являлась кладбищем.
Как бы выглядела Фара в наши дни:
Это не исключение, большинство старых мест захоронений находящихся в перспективных для социальных нужд и логистики современного мира местах были уничтожены и забыты. Если же вспоминать о кладбищах, с сохранившимися надписями на надгробиях, то самые ранние из них относятся к 16-му веку, точнее, на его вторую половину. На сегодняшний день количество их насчитывается невеликое. Одна из таких достопримечательностей находится в Ганцевичском районе неподалеку от агрогородка Мальковичи. Старейшее надгробие в этом месте попадает на 1585 год.
Сегодня многие старые места захоронений признаются культурным наследием и охраняются государством. Важно понимать, что через погребальные традиции и отношение к умершим, можно проследить многие грани менталитета людей, живущих в нашей стране.
С течением времени в Беларуси сформировалось немало аутентичных похоронных обрядов отражающих многие аспекты мировоззрений людей, от язычества до христианства, от суеверий до современного практицизма. Некоторая часть традиций продолжает сохраняться, другие же исчезают с течением времени и могут удивлять и даже шокировать современного человека.
Наиболее распространенным является представление о том, что могильная насыпь необходима. Здесь можно проследить отпечаток давнишней традиции насыпи курганов.Во время археологических раскопок часто можно найти остатки поминальной посуды, это живые люди, родственники или знакомые, приносили подарки умершим. Огромное количество осколков объясняется тем, что продолжительное время изобиловали обычаи, в которых было представление о том, что после смерти, всё наоборот, а не как при самой жизни человека. Именно поэтому, если покойнику положили пищу для загробной трапезы, то посуду надо было разбить, думая, что уже в загробном мире она станет целой. Сегодня отголоском тех традиций является то, что люди оставляют на кладбище крашеные яйца, конфеты, алкоголь хлеб и прочее.
Сохранилась традиция, где прописано негласное правило о том, что при проведении похорон, а также подготовки к ним, родственники покойного ни в коем случае не должны омывать умершего, одевать, делать для него гроб или нести гроб с телом умершего на кладбище. Это должны делать посторонние люди, не имеющим с умершим никакого кровного родства. В древности считалось, что между покойным и родственниками сохраняется связь, которая, при контакте с ним, может спровоцировать покойного забрать живого родственника с собой в загробный мир.
Еще один важный для нас обычай с еще дохристианских времен, это обычай устраивать пир в память об умершем, так называемой, тризны на кладбище. Сегодня эта традиция сохранилась и широко используется, с отличием, что пир устраивается уже после похорон в столовых, а не на кладбище. Для умершего выделяют место, ставят посуду и стакан, накладывают немного еды.
Много в похоронные традиции внесли города со своим бытом и укладом жизни. Именно традиции и условия города, современная цивилизация, дали абсолютную возможность заказывать принадлежности, связанные с похоронами, обустраивать могилы умерших людей, делать красиво оформленные надгробия из камня. Понятно, что посмертную память могли оставить о себе довольно состоятельные люди, часто превращающие места последнего приюта в произведения искусства, устанавливая скульптуры и стелы с информацией о погребенном. В городских условиях встречается смешение и нивелирование когда-то самобытных обрядов, появляются новые необычные формы захоронений.
Сегодня обычай захоронения в крипту кажется необычным, тогда как на протяжении веков гроб с покойником ставить в склеп под храмом было самой престижной традицией. Более того, в 17-18 веках существовала ещё одна традиция, необычная для нашего времени – это захоронение сердец в отдельных специальных сосудах – это было знаком особого почитания в эпоху барокко. Сразу двум сердцам представителей Радзивиллов имеется памятник захоронения в Дятловском костеле.
Любопытно, что такой известный и старый способ погребения как кремация, в определенный период времени вообще был неприемлем. На такой обряд смотрели как на язычество, и для порядочного человека это считалось очень унизительным, никто не хотел такой участи. В Российской империи, например, кремация вообще была под запретом. В практику она вошла уже после Октябрьской революции. В Беларуси же крематорий построили лишь в 1986 году, так как использовался он довольно редко. Сейчас же, погребение таким способом снова обретает популярность.
Ушедшей в прошлое традицией так же можно считать такое обязательное требование, как не хоронить на кладбище «плохого» умершего. В былые времена к этой категории относились самоубийцы, утопленники, колдуны, пьяницы. Таких покойников хоронили за кладбищенской оградой, у перекрёстка или при дороге. Также в разных частях Беларуси ещё в 19 веке существовала такая необычная традиция, связанная с суеверием, как набрасывание веток и прочего мусора на такие могилы. Тот, кто проезжал или проходил мимо вот такой вот могилы, бросал на неё что-нибудь у дороги – тем более если похоронен в ней самоубийца. Через некоторое время навал становился до такой степени огромным, что мешал проехать или пройти. Тогда его попросту поджигали и всё начиналось заново.
Мы перечислили только малую часть из всех существующих погребальных традиций и обрядов. При многих общих чертах, традиции поминовения и погребения в Беларуси почти не подверглись унификации – почти в любом районе нашей страны можно найти свои локальные особенности. Это показывает культурное многообразие нашей страны и дает богатый материал для изучения и понимания народных традиций и быта.
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯЭкологические аспекты камнеобрабатывающей отрасли: проблемы и решения. Баланс между экономическими и экологическими интересамиЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
- ПОЧЕМУ ГРАНИТ ГАББРО-ДИАБАЗ (КАРЕЛИЯ) ПОСЛЕ ПОЛИРОВКИ СТАНОВИТСЯ ЧЕРНЫМОСОБЕННОСТИ ГРАНИТА.ПОЧЕМУ ГРАНИТ ПРИ ПОЛИРОВКЕ ТЕМНЕЕТ ПРИЧИНЫПОЧЕМУ ГРАНИТ ГАББРО-ДИАБАЗ (КАРЕЛИЯ) ПОСЛЕ ПОЛИРОВКИ СТАНОВИТСЯ ЧЕРНЫМ